Категория | Момент трения | Зазор | Точность | Основное условное обозначение подшипника 7 XXXXXX - Серия ширин X 65 XXXX - Конструктивная разновидность XXX 4 XXX - Тип подшипника XXXX 3 XX - Серия диаметров XXXXX 21 - Внутренний диаметр подшипника |
Конструкция |
Класс точности по ГОСТ - характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников.
8 | 7 | 0 - нормальный | 6Х | 6 | 5 | 4 | Т | 2 |
Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности):
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, Т, 2- для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, 2- для упорных и упорно-радиальных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6X, 6, 5, 4, 2- для роликовых конических подшипников В условном обозначении указанных подшипников и в маркировке на изделиях нормальный класс точности обозначается цифрой «0».
Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах.
Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается.
Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте; пример 6У-7608.
Точность изготовления подшипников влияет на очень многие параметры работы: скорость вращения, вибрации, срок службы и т.д. К примеру, класс точности влияет на потери на трение при вращении: чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение тел качения, сепаратор и обойм, а значит меньше тепловыделение и выше скорость вращения.
Предельная частота вращения подшипников, приведенная в справочниках соответствует классу точности 0. Класс точности 5 позволяет повысить скорость шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, а также радиальных роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами в 1,5 раза, класс 4 - в 2 раза.
Для радиально-упорных подшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников класс точности 5 позволяет повысить скорость в 1,1 раза, а класс точности 4 - в 1,2 раза.
С повышением класса точности возрастают точностные требования ко всем элементам подшипников как внутренним, обеспечивающим точность вращения и радиальные зазоры между телами качения и дорожками колец, так и внешним, обеспечивающим посадку колец в изделии.
В общем машиностроении и автомобилестроении чаще всего применяются подшипники классов точности по ГОСТ 0, 6 и 5. Класс точности подшипника играет принципиальную роль в подшипниковых узлах, где важна высокая точность работы, высокие скорости вращения и малый момент трения и вращения. Прецизионные подшипники (классов 4 и 2) используются в специальных случаях. Это - высокоскоростные шпиндельные подшипниковые узлы, станки с повышенной точностью .
Иногда при демонтаже и ремонте старого оборудования встречаются подшипники с классом точности обозначенными буквами Н-, П-, ВП-, В-, АВ-, А-, СА-, С- (пример С-236207е) и необходимо подобрать соответствующий современный подшипник. Для правильного выбора подшипника ниже приведена таблица соответствия.
Старый класс точности подшипника | Новый класс точности подшипника | Точность изготовления |
Н |
0 или не пишется |
Нормальный |
П |
6 |
Повышенный |
ВП |
Нет соответствия |
Особо повышенный промежуточный |
В |
5 |
Высокий |
АВ |
Нет соответствия |
Особо высокий промежуточный |
А |
4 |
Прецизионный |
СА |
Т |
Особо прецизионный |
С |
2 |
Сверхпрецизионный |
ГОСТ Межгосударственный стандарт ГОСТ 520-2002 (Подшипники качения. Общие технические условия). Принят межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 2002г. Действует на территории стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
ISO (International Organization for Standardization) - "Международная организация по стандартизации". Действует международный стандарт ISO-492 .
ABEC (Annular Bearing Engineering Committee) — комитет по разработке подшипников, являющийся частью американской ассоциации производителей подшипников (ABMA). Маркировка ABEC используется для указания точности изготовления прецизионных подшипников.
ГОСТ | ISO | ABEC | Точность изготовления |
Нормальный |
P0 |
ABEC1 |
нормальная |
класс 6 |
P6 |
ABEC3 |
повышенная |
класс 5 |
P5 |
ABEC5 |
высокая |
класс 4 |
P4 |
ABEC7 |
прецизионная |
класс 2 |
P2 |
ABEC9 |
сверхпрецизионная |
P6 | Точность размеров и вращения соответствует классу 6 по стандарту ISO. |
P63 | P6 + C3 (точность + зазор) |
P62 | P6 + C2 (точность + зазор) |
P5 | Точность размеров и вращения соответствует классу 5 по стандарту ISO. |
P52 | P5 + C2 (точность + зазор) |
P4 | Точность размеров и вращения соответствует 4 классу точности по стандарту ISO. |
P43 | P4 + C3 (точность + зазор) |
P4A | Точность размеров соответствует классу 4 стандарта ISO и точность вращения классу ABEC 9 стандарта ABMA. |
PA9 | Точность размеров и вращения соответствует классу ABEC 9 стандарта ABMA (выше чем P4). |
PA9A | То же, что PA9. |
PA9B | То же, что PA9, но с точностью выше класса ABEC 9 стандарта ABMA. |
SP | Специальный класс точности для шпиндельных подшипников. Точность размеров примерно соответствует классу 5 стандарта ISO, точность вращения - классу 4. |
UP | Подшипник для шпинделей станков изготовленный по специальному классу допусков. Точность размеров примерно соответствует классу 4 стандарта ISO, точность качения - классу 4. |